Nikoberg (nikoberg) wrote,
Nikoberg
nikoberg

Categories:

Sd.Kfz.2. Управление

Оригинал взят у kettenkrad в Sd.Kfz.2. Управление
По заявке nikoberg. Практическое управление вершиной технического прогресса и инженерной эстетики, легким полугусеничным тягачом NSU HK-101. Хайль Книпкамп!

Некоторые вводные:

Примерные объемы производства железяки, надеюсь, всем известны? На NSU 7571 шт., на STOEWER около 1300. После войны (в 45-48 гг.) на NSU собрали еще 550 огражданенных 'крадов. Естественно, "оптимизировали" производство не раз. Плюс творчество армейских ремонтников. Ну а в музеях и частных коллекциях машинки восстанавливали в меру знаний. Так что встречаются и непонятные детали "по мотивам", и гибриды из запчастей от разных вариантов. Отдельный тяжелый случай - 'крады на ходу, подогнанные под требования ПДД.

Общие принципы управления (смесь автомобиля и мотоцикла) не менялись. Но электрооборудование на военных сериях резали безжалостно. Если попробовать перечислить, то будет примерно такая картина.

1. На прототипах стояли две фары (обычная мотоциклетная и маскировочная щелевая на крыле), габариты, стоп-сигналы и задние огни (армейская сигнализация для передвижения в темноте).
2. Стоп-сигналы и задние габариты выкинули практически сразу.
3. Сняли габариты на передних крыльях.
4. Потом избавились от мотоциклетной фары. В результате замок зажигания переехал к ручке переключения передач. А на "тяжелой" вилке (условно 1944 г.) кронштейны под фару и не устанавливали. Так что к концу войны остались только щелевая фара на крыле и задние огни.
5. На гражданской версии после войны заменили щелевую фару на обычную (но на крыле), сняли задние огни армейского образца, вернули передние габариты (нового типа). Замок зажигания остался на новом месте.

Картинки из армейского мануала. Сканы не очень хорошие, в сети получше есть, наверное. Цвет мой, а то линии сливаются.

Поехали?

Для начала нужно подать топливо. Бензобаки справа и слева от водителя, крышки хорошо видны на любых фотографиях. Краны топливопроводов по бокам сзади от водителя, тут один из них под номером 12.




А собственно управление ранним Sd.Kfz.2 со всем фаршем выглядит так.




Замок зажигания (22) расположен на фаре, как на тогдашних мотоциклах. Ключ не поворачивается, а просто утапливается до упора. Поворот ключа включает фару. Слева от замка индикатор заряда аккумулятора (21), справа (без номера) - предохранитель.

Двигатель запускается кнопкой стартера (13) на панели. Ну, не совсем кнопкой - ее на себя надо тянуть. Ручка газа (29) справа на руле, обычная мотоциклетная. На приборной панели слева тахометр, справа спидометр, по центру - температура воды. Круглые крышки справа и слева от панели закрывают стаканы под инструменты. Черные кругляши под ними - просто резиновые накладки. Правый стакан на поздних версиях убрали.

Под ногами у водителя педаль сцепления (1, слева) и педаль тормоза (37, справа). По центру - стояночный тормоз (5, обычный ручник), мультипликатор (7) и рычаг переключения передач. Задняя передача закрыта защелкой. Ручка мультипликатора промаркирована Str. (Strasse, движение по дороге, включен) и Gel. (Gelaende, движение по бездорожью, выключен). Мультипликатор переключать при движении официально запрещено (как оно на практике - вопрос открытый). Передачи переключаются вот по такой схеме.




Двойные номера передач - с отключенным/включенным мультипликатором. Задних тоже две на самом деле. Схема есть на ручке передач, и еще может быть шильдик с подробной схемой. Да, коробка не синхронизирована (дедушка старенький), дрючить сцепление, ручку и газ надо активно и много.

Под правую руку вынесены с фары переключатель дальний/ближний свет (26) и кнопка звукового сигнала (27). Естественно, если фары нет, то этой сборки не будет.

Щелевая фара (Tarnscheinwerfer) и задние огни (Abstandsruecklicht, а все это вместе называется Nachtmarschgeraet) включаются специальным ступенчатым переключателем (Stufenschalter, 24). У него несколько положений:
- O - все выключено;
- H - включены только задние огни;
- V1, V2, V3 - включены задние и щелевая фара на разную яркость (от малой V1 до полной V3).

Еще из мелочевки. Ручка (6) под левой рукой открывает/закрывает заслонки радиатора. Справа на панели аварийная лампа уровня масла (28), ее вроде тоже "оптимизировали". По центру розетка (15) под фонарь (типа прикуривателя). И неведомая мне кнопка (31), подписанная Schalter fuer die Messgeraete-Leuchten. Что это за лампочки такие, я не в курсе.

На позднем варианте нет мотоциклетной фары, замок зажигания по центру рядом со стартером. Правого стакана нет, в нем индикатор заряда, если не ошибаюсь. На фото послевоенная гражданская версия, так что вместо ступенчатого переключателя для армейских прибамбасов стоит обычный выключатель фары. Ключ и замок родные, кстати, в армию такие же шли.



(Фото покрадено у Andreas-а Mehlhorn-а)

Subscribe

  • Читатель сообщил:

    МНашел ещё кое-что весьма интересное. Вечером в пятницу 6 июня 1941 года президент США Ф. Рузвельт подписал распоряжение о задержании с 00:00 7…

  • Кино "Зоя".

    Поглядел. Ожидаемое говно. Херачеченая.

  • Мастера огня.

    Согласно стайным инстинктам, хвалить всегда сложнее чем ругать. Попробую пересилить себя и похвалить тех, кто организовал устроил салют на день…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Читатель сообщил:

    МНашел ещё кое-что весьма интересное. Вечером в пятницу 6 июня 1941 года президент США Ф. Рузвельт подписал распоряжение о задержании с 00:00 7…

  • Кино "Зоя".

    Поглядел. Ожидаемое говно. Херачеченая.

  • Мастера огня.

    Согласно стайным инстинктам, хвалить всегда сложнее чем ругать. Попробую пересилить себя и похвалить тех, кто организовал устроил салют на день…