?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Контрбатарейная борьба. - Nikoberg — LiveJournal
nikoberg
Контрбатарейная борьба.
Это мне рассказал один из сотрудников артмузея.
Из тех, у кого пиджака под орденами было не видно.
И это были боевые ордена.
Потом похожее описание попалось в книге.
Потом еще раз.
Считаю, что это правда.

Все знают, что после прорыва блокады в 1943 году в дополнение к «Дороге жизни» - стремительно была построена железная дорога по берегу Ладожского озера вдоль Староладожского канала. Строили ее практически сразу – еще работали трофейные и похоронные команды и рядом с ними строили насыпь и клали рельсы.

Работа была титаническая – а еще надо было сделать мост на сваях – через Неву.

Немцы все это отлично видели и старались сорвать строительство дороги. Соответственно наши им в этом мешали как могли. Дорогу построили. Мост построили. Пошли поезда.

Железнодорожную ветку назвали «Дорога победы». По ней доставили 75% всего, что получал Ленинград. 25% - прошло через «Дорогу жизни».

Правда у железнодорожников эта ветка была известна как «коридор смерти». В среднем за день полотно разрушалось прямыми попаданиями трижды. Но ремонтные работы проводились стремительно. Поезда шли. Вместе с ними в город шло продовольствие и снаряды. Снарядный голод тоже кончился – и немцы это ощутили на своей шкуре очень быстро.

Естественно, что им было очень важно перерезать эту транспортную артерию. Проще всего это было сделать, разваляв мост через Неву – у Шлиссельбурга. Но это было сделать очень непросто – особенно без корректировки.

И корректировка пришла. В воздухе появилась группа «Фокке-Вульфов». Один – двухместный, остальные явно истребители прикрытия. Действовали очень грамотно.

В мост пошли попадания. Его чинили, но с каждым днем все становилось хреновее и хреновее. Мало того – этот чертов корректировщик был виртуозом. Он дирижировал ансамблем из нескольких дальнобойных артиллерийских групп и потому артполк, прикрывавший мост, раз за разом проигрывал дуэли. Связь с нашей истребительной авиацией была многоступенчатой, и когда начинался очередной сеанс корректировки немцы успевали отстреляться до прибытия наших истребителей.

Летуны говорили, что буквально сидели в кабинах и взлетали не теряя ни секунды, но вот то время, пока запрос из артполка проходил по инстанциям – безнадежно гробило возможность успеха. Выделить зенитную артиллерию для того, чтоб отогнать наглеца – не получалось, имевшаяся и мост-то с трудом прикрывала.

Ну и неизбежное случилось. В один далеко не прекрасный день сразу после появления группы корректировки в воздухе начался обстрел. Но не такой как раньше – било одно орудие. Мощное. И очень точно. С такой дальности, что артполку оставалось только смотреть.

Пристрелка шла так, что командир артполка спал с лица. Посланный к мосту писарь приволок осколок. После осмотра осколка всем, кто понимал в артиллерии, стало тошно.

На снаряде не было медного пояска. Нарезка шла сплошняком прямо по стальному телу снаряда. Это означало, что дальнобой этот сверхточен. Правда, внутренний вкладыш ствола – лейнер с нарезкой - выдержит выстрелов 70-80, после чего орудие пойдет в ремонт. Но минимум 10% будет прямых попаданий в мост. А мосту и столько много.

Орудие отстрелялось. В мост попал десяток снарядов.
Все. Финиш.
Группа корректировки улетела на аэродром.

Мост вышел из строя.
Катастрофа…

Прилетели на перехват наши истребители…

Практически сразу же командира полка вызвали к начальству. Он собрался и уехал как на собственные похороны.

Вернулся очень поздно – но довольный.

Разговор был тяжелый. Но артиллеристов отличало умение видеть проблему – и при этом предлагать решение ее. Дело дошло до Говорова, а он был человеком безусловно умным и справедливым (хотя и носил модные в то время усы – как и Гитлер к слову)...

Командир артполка не с пустыми руками приехал – к тому же и до этого он постоянно докладывал об ухудшении ситуации. Потому вместо крика и брани было проведено совещание спецов. В основном предложения командира артполка были приняты. Связь с авиацией стала прямой. Дополнительно придана зенитная артиллерия. Договорились с моряками о взаимодействии. Были и еще решения – но я тут не буду распинаться долго.

В ближайшие же дни оказалось, что когда истребители прилетают быстро – корректировка стрельбы у немцев срывается. Мало того – поехав договариваться с моряками о взаимодействии, командир получил неожиданный сюрприз.

Разговорился в штабе клешников с красивой молодой женщиной в морской форме – оба они ждали приезда задерживающегося начальства – и тут артиллерист узнал, что женщина – переводчик-слухач. То есть она слушает эфир и записывает переводы немецких разговоров.

Работа скучная – а главное бесполезная, потому как немцы прямым текстом не говорят, вот разве что бывает такой бархатистый уверенный баритон – так его слушать интересно – он правда больше говорит всякими позывными и цифрами, но как правило в конце либо хвалит. («Носорог 33. Благодарю за работу и сделаю все зависящее, чтобы Вы повидали свою семью уже в этом месяце. Великолепно!»).

Либо дает разносы («Аист 28 – Рекомендую Вам собрать свой чемодан – и не забудьте взять свою любимую соску и плюшевого мишку! Я не понимаю, как Вы смогли попасть из ясель в армию! Возвращайтесь обратно!»)– и это интересно слушать, потому как язык литературный, очень богатый. Познавательно в плане обогащения лексики.

Командир артполка поинтересовался – а что за цифры. Переводчица привела примеры.
И удивилась оттого, что ее собеседник буквально подскочил и разволновался.

Слухач записывала авиакорректировку этого немца с «Фокке-Вульфа»!

Учитывая важность своей задачи, командир артполка добился перевода слухача – с техническим же обеспечением - из флота в сухопутную армию, а именно в его полк.

И очень скоро для корректировщика настали трудные времена. Его бархатистый баритон начинал звучать в эфире сразу, как самолеты поднимались в воздух. Соответственно наши истребители почти одновременно прибывали к месту встречи, благо оно не менялось – основной целью оставался мост. (Прошлый погром вывел его из строя на очень много времени и естественно то, что его отремонтировали и он снова работал было весьма неприятно для немецкого командования.)

Немец ухитрялся вести корректировку даже в условиях воздушного боя, но это уже были не те санаторные условия, что прежде. Все чаще приходилось линять. Правда его телохранители всегда успешно связывали боем наших и если он и не мог вести корректировку, то улизнуть ему удавалось беспрепятственно.

Попытки одной группой связать истребители прикрытия, а другой атаковать корректировщика – не увенчались успехом – пилот на корректировщике был дока.

Но дела с обстрелами теперь не ладились. Без точной корректировки попасть в тонкую нитку моста с расстояния в два десятка километров было непросто. А тут еще и то, что стараниями Говорова налаживалась система контрбатарейной борьбы и чем дальше, тем жиже были результаты у немецких артиллеристов.

А потом корректировщик вдруг пропал. Совершенно точно, что он ушел из собачьей свалки целым. Но больше в эфире бархатистый баритон не появился.

Много позже летчики узнали, что ходивший тогда в свободный поиск истребитель из другого полка, не имеющего никакого отношения к защите моста, увидел за линией фронта одиноко идущий на малой высоте двухместный «Фокке-Вульф», воспользовался тем, что пилот «Фоккера» его не заметил, подошел поближе и «немецкий летательный аппарат тяжелее воздуха» пошел считать елки…

Больше развалять мост немцам не удавалось…

А еще мне попались воспоминания строителя этого самого моста:

http://blokada.otrok.ru/library/doroga/09.htm
11 comments or Leave a comment
Comments
aviator_bob From: aviator_bob Date: February 23rd, 2009 07:28 pm (UTC) (Link)

в качестве мелкого придиразма

Вообще то "рама" была трехместной, но легенда красивая.
atgm_shurik From: atgm_shurik Date: February 23rd, 2009 11:38 pm (UTC) (Link)

Re: в качестве мелкого придиразма

Экипаж 3 человека, но в связи с потерями немцы часто летали и в "
сокращенном" составе. Так что в данной "раме" могло находиться 2 человека.
См., например, тут:
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=lw40&page=fw189bp
From: nikoberg Date: February 24th, 2009 08:40 am (UTC) (Link)

Re: в качестве мелкого придиразма

Гм. К слову не уверен, что это была рама. Рассказывал Витте.

И почему считаешь, что это легенда?

Вот будет посвободнее время - откопаю о каком артполке шла речь вместе с именами-фамилиями действующих лиц.
From: nikoberg Date: March 16th, 2009 09:40 am (UTC) (Link)

Re: в качестве мелкого придиразма

Слушай, надо задать вопрос тебе в привате - как это сделать?
aviator_bob From: aviator_bob Date: March 16th, 2009 12:55 pm (UTC) (Link)

Re:

Так пошли на мейл. (57bjs@rambler.ru)
festung From: festung Date: February 23rd, 2009 07:45 pm (UTC) (Link)

Спасибо, очень интересно.

ЖД ветки, как я понял из современной карты, сейчас там не существует.
From: nikoberg Date: February 24th, 2009 08:37 am (UTC) (Link)

Re: Спасибо, очень интересно.

Дык и моста тоже свайного нет. там дорогу тянули не потому, что удобно, а потому, что другого места не было. После снятия блокады восстановили пути через Мгу - как ранее...
skeiz From: skeiz Date: February 24th, 2009 11:53 am (UTC) (Link)
Ой... байка это всё.

Из сверхдальнобойных орудий, у немцем были только К5. В 1943-44 ни одного Лео не было по Питером. Да и опять же дальше идет про два десятка км... это никакая не сверхдальнобойная, это обычная корпусная артиллерия.

Записи слухачей - тоже хня полная. Каким образом, командир артполка мог определить, что это корректировщики, если корректировка велась со стороны немецких позиций, поэтому данные давались для них?

Подозреваю, было все проще. Наши повесили над мостом постоянный "зонтик". Вести корректировку при наличии "зонтика" - невозможно. Тем временем, наша разведка вычислила позиции немецких батерей, а авиация их хорошенько отутюжила.

То, что корректировщика могли сбить случайно - верю. Но "рама" у немцев была не одна, и на всех у них летали асы.
From: nikoberg Date: February 24th, 2009 08:34 pm (UTC) (Link)
Вообще-то во время войны случались куда более удивительные вещи. Сверхдальнобойность орудий - эт смотря с чем сравнивать. У наших там ЕМНИП были 122 гаубицы - а эти коротышки проигрывают очень многим системам...

Короче, кому как - а мне нравится.
bill_oflading From: bill_oflading Date: April 8th, 2009 05:28 pm (UTC) (Link)
Непонятно, почему авиаприкрытием моста и вызвом истребителей занимались артиллеристы, а не ВВС фронта. По идее, учитывая сверхважность этого моста для города, на его прикрытие должны были бы выделить как минимум, авиаполк. Соответственно, полком организовывался бы пост авианаводки на месте.
З.Ы. Кстати, вспомнил, где я об этом мосте читал:
"А.С. С Ju-87 «Штука» вы в воздухе встречались? Если да, то, как вы его оцениваете?
А.А. В воздухе не встречался. А так видел и близко, можно сказать, едва под их бомбы не попал.
Я был в Новой Ладоге. Прилетел, переночевал, а на следующее утро, где-то в часов 10-ть налет на Волховский мост. Мост через реку Волхов. Когда блокаду Ленинграда прорвали, то проложили в город железнодорожную ветку, которая и проходила через этот мост. Ударом по мосту, немцы хотели прервать снабжение города.
Аэродром наш находился неподалеку от моста. Когда начался налет, все стали разбегаться по укрытиям. На границе аэродрома копали траншею и укладывали в нее здоровенные бетонные трубы (метра 1,5 в диаметре), вот в одну из этих труб я и забрался. (Когда подсчитали, сколько в эти трубы народу набилось, то очень удивились. Потом смеялись, вот скажи нам специально в эти трубы залезть, то столько бы народу в них ни за что не поместилось.) Когда немцы мимо нашего аэродрома пролетели, и мы поняли, что нас бомбить не будут, я вылез и немецкую атаку видел во всех подробностях.
Поначалу они зашли как бы мимо цели, а потом с переворотом в сторону и почти отвесно вниз. Да, перед атакой один из них, над целью круг дымом «выложил». Погода была тихой, этот круг долго держался. И вот они отвесно пикировали в этот круг. Тут так, если в это круг впишешься, то считай на 50 % в цель попал. Но, 50 % это не 100.
Вначале «юнкерсам» устроили «веселую жизнь» наши зенитчики. Слушай, я сам летчик-бомбардировщик и плотность зенитного огня оценить могу! Поверь, здесь огонь был – о-го-го! А потом налетели наши истребители – Ла-5. Надо сказать, что прикрывала этот мост целая истребительная авиадивизия, причем не какая-нибудь, а очень известная и летчики там были настоящие «звери».
Как начали они этих «лаптёжников» бить! Разогнал их моментально. Нескольких сбили. Тут вторая волна «юнкерсов». И опять всё по новой – зенитки, истребители, «разгон».
На следующий день та же самая история. Несколько волн «юнкерсов» - эффект нулевой.
На третий день я из Волхова улетел и не знаю, что там было дальше, но, кажется, немцы в этот мост так и не попали. "
http://www.airforce.ru/history/ww2/anosov/index.htm
Интервью с А.П.Аносовым на airforce.ru
From: nikoberg Date: April 9th, 2009 05:41 pm (UTC) (Link)
Летом доберусь до книжки - дам установочные данные по полку.
Факт того, что по мосту влепили и он не работал три недели - имел место.

Не буду ручаться, но всякое бывает. Новая структура - мост - вполне моглаоказаться "межведомственной".

Несколько лет назад в Купчино – в подземном переходе к метро так бомж помер в первый же день с него куртку сняли. А потом как-то вокруг него складывался мусор – когда через неделю его, наконец, увезли – из кучи мусора только носки ботинок торчали.
А неделю лежал. И народ утром – на работу, вечером – с работы и все мимо него. Там нюанс такой метрополитен и железная дорога никак не могли разобраться – чей это кусок тоннеля.

сам бы не поверил, если б своими глазами несколько дней не видал, как его в мусоре хоронят...
11 comments or Leave a comment